10 уроков стойкости
Стоицизм — это греко-римское философское учение, которое известно разработкой принципов правильной и счастливой жизни. «Стоик» давно стал нарицательным понятием, и мы привыкли так называть тех, кто непоколебимо переносит жизненные невзгоды. Мы так и говорим о людях, которые проявили сдержанность во время неприятностей, с ними происходивших: «стоически перенес», что значит «твердо, подобно стоику». Давайте разберемся на примере фрагментов текстов двух знаменитейших стоиков, Эпиктета и Марка Аврелия, что это за учение и в чем проявлялось терпение стоиков.

кандидат философских наук, преподаватель философии и логики в техникуме им. Красина
Константин Павлюц
Эпиктет
(др.-греч. Έπίκτητος (ок. 50 г. н. э., умер в 138-м) — древнегреческий философ-стоик, вольноотпущенник (бывший раб). Основал философскую школу. Основа философии Эпиктета — идея о том, что следует научиться отличать то, что находится в сфере контроля человека, от того, что вне ее. Мы должны помнить, что не нужно переживать из-за того, чего мы не в силах изменить. Внешний мир, другие люди и их поведение, болезни и смерть — все это человек не может контролировать. А вот свои чувства и переживания по этому поводу, свои мысли и устремления — очень даже. Следовательно, человек управляет своим счастьем.

Эпиктет не оставил своих работ, его размышления записал ученик Арриан, составивший два сборника: Диатрибай (Διατριβαί), что в переводе с древнегреческого значит «беседы», и Энхиридион (Έγχειρίδιον), «руководство». Последний стал очень популярен и был практически сразу переведен на латынь, что позволило тексту распространиться по всему миру. Мы предлагаем вам познакомиться с учением Эпиктета через выдержки из Энхиридиона и попробовать использовать его советы в жизни.
Урок I
Так вот, старайся говорить всякой неприятной фантазии:  «Ты являешься всего лишь умственным представлением и притом вовсе не тем, чем кажешься». Затем исследуй ее и испытай по тем правилам, какие у тебя имеются. Прежде всего задайся вопросом, относится ли это видение к тому, что в нашей власти, или к тому, что вне ее. И если оно относится к тому, что вне нашей власти, то пусть у тебя под рукой будет следующее суждение: «Ко мне это отношения не имеет».

— Энхиридион, I. 5
Чтобы стать счастливее, нужно научиться контролировать свои мысли и эмоции. Чем больше вы думаете о плохом, тем мрачнее становятся перспективы. При этом все происходит лишь в вашей голове. Это мозг говорит вам: вы не справитесь, ничего не получается, никто не верит в вас. Научитесь отделять то, что происходит в реальности, от того, что происходит в вашей голове. Если можете повлиять на ситуацию — действуйте, не погружайтесь в негативные размышления. Если изменить ситуацию невозможно, то остается лишь принять происходящее, подстраиваясь под него.
Допустим, вы сдаете экзамен и знаете, что принимать его будет строгая комиссия. Эпиктет советует не рисовать в красках строгие лица, не искать подтверждений, что экзамен сдать невозможно, не думать о том, как вы провалитесь и что будет после этого. По мнению Эпиктета, следует сосредоточиться на том, что вы можете контролировать. В случае экзамена это ваши знания, на которые и стоит обратить внимание. Так что, если вы ждали знак, чтобы начать готовиться, — это он.
Урок II
Некто моется быстро? Не утверждай, что он моется плохо, но скажи, что он моется быстро. Некто пьет много вина? Не утверждай, что он поступает плохо, можно только сказать, что он много пьет. Ведь, не разобрав этого мнения, откуда ты можешь знать, действительно ли он поступает плохо. Таким образом ты не сможешь брать воспринимаемые образы вещей и соглашаться при этом с другими, тобой не воспринятыми.

Энхиридион, XLV
Эпиктет предлагает научиться говорить без оценочных суждений. Оценивая действия других, мы вместо того, чтобы видеть факты (и исходить из них), видим свои оценки (часто, кстати, это стереотипы, навязанные нам обществом). Прежде чем давать оценку, лучше разобраться в причинах действий. Если научиться видеть только факты (и не выносить быстрых суждений), то, возможно, вы поменяете свое отношение к тем или иным людям. По крайней мере, так точно будет проще общаться. А может быть — и находить новых близких людей.
Сами знаете, как бывает. Если кто-то (особенно важный для вас человек) плохо относится к кому-то, то вы и сами будете к нему хуже относиться. А все почему? Потому что все, что вы слышите о нем, — это негативные суждения. Что называется, отрицательный фидбэк.

Дорический ордер — один из трех древнегреческих архитектурных ордеров. В дорическом ордере не было базы и колонны устанавливались непосредственно на стилобат. Сама дорическая колонна была достаточно массивной.
Урок III
По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, конных ристаниях, атлетах, кушаньях и напитках, о чем обычно ведут речи. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.

— Энхиридион, XXXIII.2
Пустая болтовня, по мнению Эпиктета, не имеет смысла. Хотя этот его совет и непросто применить в повседневной жизни, его все равно стоит взять на заметку. Эпиктет говорит, что нужно воздержаться от того, чтобы сравнивать между собой людей, говорить о них с порицанием или похвалой.

Говоря коротко, Эпиктет советует не сплетничать. Для чего это нужно?
Чтобы сосредоточиться на себе и не распыляться на то, что не имеет практической пользы. Сплетни, пустые разговорчики отнимают время и заставляют вас забыть о важном. Отвлекаясь, вы теряете собственное направление, забываете, что хотели сделать. Фактически получается, что вы тратите силы на то, что обсуждаете (или осуждаете) других людей, которые живут и занимаются собственной жизнью в то время, пока вы смотрите, как они это делают. Оно вам надо?
Урок IV
Всякий раз, когда ты собираешься взяться за какое-нибудь дело, напоминай самому себе о том, какого рода это дело. Если ты отправляешься помыться, представь себе происходящее в бане: там люди брызгают на соседей водой, толкаются, бранятся, крадут друг у друга. Вот так с большей для себя безопасностью ты возьмешься за это дело, если тотчас скажешь самому себе: «Я хочу помыться и при этом сохранить свое естественное намерение». И точно так же в каждом деле. Ведь, таким образом, если что-то помешает тебе помыться, у тебя будет наготове сказать: «Я хотел не только помыться, но и сохранить мое естественное намерение. Но я не смогу сохранить его, если стану негодовать на происходящее».

Энхиридион, IV
Не забывайте, что любое ваше намерение корректируют внешние обстоятельства. То, как вы представляете себе грядущее, отличается от того, каким оно будет на самом деле, потому что оно будет зависеть не только от вас, но и от окружающих. Поэтому, говорит Эпиктет, важно выделить естественное намерение и сосредоточиться на нем. Вы собирались прийти на встречу вовремя, но автобус опоздал и вы вместе с ним? Можно, конечно, пенять на автобус (даже больше, хочется отпинать его), но что это изменит? Ни-че-го. Ваше естественное намерение было совершенно другим — прийти на встречу. Вы можете контролировать только свои мысли и эмоции (это, кстати, сбережет ваши нервы), а поезда, автобусы, самокаты и другие люди находятся вне вашей зоны влияния. Поэтому вот такой получается каламбур — то, что вне зоны моего влияния, должно выйти из зоны моего внимания.
Получается, что вы делаете то, что зависит от вас, и стараетесь делать это хорошо, чтобы дойти до цели. Хотели прийти вовремя — собирайтесь быстрее, выходите пораньше, планируйте альтернативный маршрут. Короче, делайте свое дело, а не отвлекайтесь на внешние обстоятельства, которые всегда будут досаждать, мешать и путать планы.

Ионический ордер от более раннего дорического ордера отличается большей легкостью пропорций. Характерной чертой ионического ордера является капитель, которая дополнена двумя симметрично расположенными завитками — волютами.
Урок V
В беседах не упоминай часто и неуместно о своих делах и невзгодах. Ведь насколько тебе приятно вспоминать о пережитом, настолько же другим будет малоприятно слушать о твоих злоключениях.

Энхиридион, XXXIII.14
Тут даже комментарии излишни. Эпиктет советует говорить поменьше о себе и больше говорить по делу. Приходилось ли вам слушать длинные запутанные истории, когда собеседники наскучивали вам с первой же минуты? Скорее всего, подобные истории также скучны и в вашем исполнении. Так что если знакомые не спрашивают совета, то, скорее всего, они не готовы слушать, как вы дошли до жизни такой.
Большинство историй, приключившихся с вами, интересны только вам. И, главное, вам они тоже будут интересны недолгое время. Вспомните, что вас вывело из себя в прошлом месяце? А в прошлом году? Не так-то просто, да? Такие вещи забываются довольно быстро и спустя время уже не кажутся такими уж важными. А вот впечатление о вас и о ваших рассказах остается надолго.
Урок VI
Если сообщат, что кто-то плохо отзывается о тебе, не старайся оправдываться. Напротив, ответь: «Этот человек не знал о прочих моих пороках, иначе он не ограничился бы только этими».

Энхиридион, XXXIII.9
Совет на миллион, который решает огромное количество проблем! Эпиктет предлагает спокойнее относиться к сплетням, которые о вас распускают. Да и действительно, для чего нужно искать себе оправдания, если другие не знают причин, по которым вы поступаете так или иначе?

Делайте так, как вам нужно, и смиренно относитесь к тому, что ваши действия комментируют.
Ну а предложение Эпиктета сказать, что люди просто не знают о прочих ваших пороках, показывает, что с чувством юмора у стоиков все в порядке. Кому еще придет в голову так остроумно ответить на обидные, казалось бы, замечания?
Марк Аврелий
(лат.) Marcus Aurelius Antoninus (121 — 180 гг.) — римский император (161 — 180 гг.), философ, последователь стоицизма. Марк Аврелий считал, что следует привести свой разум в согласие с природой. Это приведет к тому, что человек сможет достигнуть бесстрастия, то есть отказа от проявления негативных разрушительных эмоций, которые мешают счастью — основной, по его мнению, жизненной цели.

Марк Аврелий оставил философский дневник Τὰ εἰς ἑαυτόν — это 12 глав («книг»), написанных на греческом языке, которые в русской традиции называют «Размышления» или «К себе самому».
Урок VII
Следует в равной степени избегать как гнева, так и лести в отношениях к людям: и то и другое противно общественности и приносит вред. В приступе гнева никогда не забывай, что ярость не свидетельствует о мужестве, а, наоборот, кротость и мягкость более человечны и более достойны мужа, и сила, и выдержка, и смелость на стороне такого человека, а не на стороне досадующего и ропщущего. Чем ближе к бесстрастию, тем ближе и к силе. Как огорчение, так и гнев обличают бессилие.

«Размышления», XI. 18
Здесь Марк Аврелий развивает тезис Эпиктета, предлагая не обращать внимания на окружающих. То, чем они заняты, это их дело. Ваша же задача — достичь бесстрастия. Помимо этого, важно помнить, что эмоции часто показывают, что вы не контролируете себя и ситуацию. Ругаясь на другого (особенно на того, кто не может ответить вам тем же), вы лишь показываете свое бессилие и вызываете недоумение (а подчас и жалость) окружающих.
Как бы вам ни хотелось выпустить пар, старайтесь сохранять спокойствие — это не только улучшит ваши отношения с другими, но и поможет вам стать сильнее.
Урок VIII
...прежде всего не дергайся, не напрягайся — будь свободен и смотри на вещи как мужчина, человек, гражданин, как существо смертное. И пусть прямо под рукой будет у тебя двойственное, на что можно быстро бросить взгляд. Одно — что вещи души не касаются и стоят недвижно вне ее, а досаждает только внутреннее признание. И второе: все, что ни видишь, скоро подвергнется превращению и больше не будет. Постоянно помышляй, скольких превращений ты и сам уже был свидетель. Мир — изменение, жизнь — признание.

«Размышления», IV. 3
Все меняется, хотим мы того или нет. Поэтому то, что происходит с вами сегодня, будет неактуально уже завтра. Каждый день приносит новые заботы и понимание того, что они пройдут, делает человека свободным. Помните, говорит Марк Аврелий, что вы можете не реагировать на происходящее. Для этого нужно научиться абстрагироваться. Что-то становится важным только потому, что вы обращаете на это внимание. Во-первых, потеряв, к примеру, важную вещь, вы расстраиваетесь. И действительно, есть из-за чего! Но дело в том, что именно вы наделили эту вещь такой значимостью и важностью, что переживаете из-за утраты. При этом сама вещь существует на правах объекта — она явно не намерена грустить о преждевременном расставании со своим хозяином.
Во-вторых, помните о том, что все изменяется. Вы и сами уже видели, как вещи, прежде очень важные для вас, становились ненужными: наскучивали, приходили в негодность или устаревали. Та же участь постигнет и многое другое, к чему вы сейчас стремитесь. Сколько раз вы приносили из магазина новые кроссовки, которые казались желанными и прекрасными? И сколько раз вы расставались со старыми кроссовками, на которые даже не хотелось смотреть? Время меняет все.

Композитный ордер представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров: в капители композитного ордера используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.
Урок IX
Если тебя возмущает чье-либо заблуждение, немедля оглянись на себя. Представь, в каком сходном грехе ты сам повинен, почитая, например, благо, деньги, наслаждение, суетную славу или что-нибудь в этом роде. Усмотрев это в себе, ты вскоре забудешь о гневе, особенно если сообразишь, что тот человек вынужден быть таким. Что ему остается делать? Если можешь, то освободи его от этого принуждения.

«Размышления», X. 30
Особенно интересно читать эти слова из уст императора. Уж он-то точно мог не принимать во внимание чьи-то слабости. И тем не менее не только думал о них, но и стремился оглянуться на себя. В этом схожи все стоики: они предлагают в первую очередь вспомнить, какие прегрешения числятся за вами, а уж потом обращать внимание на других. Если можете помочь — помогите. Если нет — пройдите мимо. Вам точно есть, чем заняться, помимо того, чтобы порочить других.
Кстати, неплохой совет для комментариев в интернете! Возможность анонимности дает ощущение вседозволенности и чувство собственного превосходства. Тогда как на самом деле мы понимаем, что сами часто оказываемся жертвами собственной глупости. Получается, Марк Аврелий борется с тем самым «белым пальто», которое так часто можно встретить в интернет-комментариях.
Урок X
...знай, что если бы ты, внезапно поднявшись вверх над землей, бросил бы взгляд на человеческие дела и на многоизменчивый ход их, то преисполнился бы презрения к ним, имея в то же время возможность созерцать столько существ, обитающих окрест, в воздухе и эфире, и что, сколько бы раз ты не подымался таким образом, ты всегда увидишь одно и то же, единообразное и кратковечное. И этим-то мы гордимся!

— «Размышления», XII. 23
Мы завершаем наш обзор философии стоиков напоминанием о том, что все происходящее — преходяще. Дни складываются в недели, месяцы, годы, а наши дела, кажущиеся в моменте такими значимыми, превращаются в мельтешение, едва мы научимся смотреть на них с высоты прошедшего времени. Все то, что составляет нашу жизнь, — ничтожно мало в сравнении с миром. Поэтому то, чем мы гордимся, спустя время оказывается неважным, забывается. Чтобы даже великие помнили об этом и не преувеличивали собственную значимость, в Древнем Риме во время военных парадов позади полководцев-победителей стоял раб, который шептал им на ухо: memento homo, memento homo, memento homo; что значит: «Помни о том, что ты всего лишь человек».
Стоики учат нас помнить о том, что мы люди, а людям свойственно ошибаться. Но не только! Людям также свойственно превозмогать себя, контролировать свои эмоции, проявлять эмпатию и вместе со всем этим становиться лучше.

Характерной особенностью коринфского ордера является необычная капитель, воспроизводящая мотив колокола или корзины — калафа, украшенной стилизованными листьями аканта.