Менять мир к лучшему: как и для чего нужно развивать критическое и творческое мышление
Один из самых современных вузов Москвы — Московский городской педагогический университет (МГПУ), основанный в 1995 году. Образовательная отрасль неизбежно сочетает в себе преемственность и новаторские практики, ведь педагог — это связующее звено между прошлыми и будущими поколениями. Мы решили узнать о современных тенденциях в образовании и попросили экспертов Института урбанистики и глобального образования МГПУ рассказать о самых интересных подходах, которые они используют в работе. В результате мы поговорили с преподавателями о критическом и творческом мышлении, разобрались, для чего это нужно и как внедрить в учебный процесс обучение навыку мыслить нешаблонно.
Что такое критическое мышление и для чего оно нужно?

Критическое мышление — это одна из важнейших интеллектуальных способностей человека, которая проявляется в умении ставить под сомнение информацию, рассматривать проблему с различных сторон, делать обоснованные выводы.

Если человек не способен критически осмыслить информацию, он рискует быть одураченным недобросовестной рекламой или пропагандой, может не заметить главного в полученном сообщении или подвергнуться манипуляциям в общении.
Можно ли развить критическое мышление? Что для этого нужно?

Конечно, развивать и тренировать критическое мышление возможно и необходимо, особенно в современных условиях избыточности информации. Для развития критического мышления у ребенка надо ставить перед ним как можно больше вопросов проблемного характера, находить причины и следствия, высказывать предположения, инициировать обсуждение. Главное — не забывать, что цель не в том, чтобы найти истину или уличить ребенка в незнании, а в том, чтобы научить его мыслить самостоятельно и аргументированно.
Как можно использовать творческое мышление в жизни? Почему оно может пригодиться вне работы в креативной сфере?

Творческое мышление может помочь во многих повседневных ситуациях, особенно когда нужно придумать что-то или найти решение проблемы в условиях ограниченной информации. А подобное происходит не только в креативной среде.
В каких областях можно применять критическое мышление? Чем оно может помочь?

Область применения критического мышления обширна: оно необходимо везде, где человеку приходится работать с текстами, устными сообщениями, любыми видами информации, то есть практически во всех сферах человеческой жизни и деятельности.

Критическое мышление помогает отличать суждения, основанные на логике, от суждений, опирающихся на эмоции и чувства; видеть в любом явлении как положительные, так и отрицательные стороны; замечать несоответствия, противоречия, фальшь; находить сильные аргументы для формулирования убедительных выводов.
В чем отличие критического мышления от творческого?

Это разные типы мышления, хотя и тесно связанные друг с другом. Если критическое мышление позволяет осознать, понять природу явления, то главное отличие творческого мышления заключается в векторе внимания на создании нового. Творческое мышление невозможно без опоры на критический анализ, знания предыдущего опыта, аналитических проб. Отличительная черта человека с развитым творческим мышлением — поиск собственного образа действия.
В чем отличие критического мышления от творческого?

Это разные типы мышления, хотя и тесно связанные друг с другом. Если критическое мышление позволяет осознать, понять природу явления, то главное отличие творческого мышления заключается в векторе внимания на создании нового. Творческое мышление невозможно без опоры на критический анализ, знания предыдущего опыта, аналитических проб. Отличительная черта человека с развитым творческим мышлением — поиск собственного образа действия.
Критическое мышление помогает отличать суждения, основанные на логике, от суждений, опирающихся на эмоции и чувства; видеть в любом явлении как положительные, так и отрицательные стороны; замечать несоответствия, противоречия, фальшь; находить сильные аргументы для формулирования убедительных выводов.
Может ли любой педагог вести занятия с точки зрения развития креативного и творческого мышления?

Это доступно любому педагогу и на любом предмете. Учитель может помогать ученикам формулировать аргументы, задавать правильные вопросы или предлагать нестандартные решения.
И делать это можно и при обсуждении физических законов, и при работе с историческими картами.
Как внедрять опыт критического и творческого мышления в учебную программу?

На этапе разработки рабочей программы предмета необходимо сформулировать перечень проблемных вопросов, работа с которыми будет способствовать развитию критического и творческого мышления обучающихся. Процесс должен иметь системный характер и переходить из урока в урок. Также администрация школы должна понимать, как развивается критическое и творческое мышление, чтобы иметь возможность эффективно содействовать этому процессу.
Какие варианты для проведения межпредметных занятий возможны?

Интересный вариант межпредметности — обращение к материалам одного предмета на другом. Например, на занятии по истории можно обращаться к материалу занятий по литературе и смотреть отрывки художественных текстов. Удобен для межпредметности и английский, так как на этом языке можно говорить о любой теме школьного курса и учить необходимую лексику.
Почему логическое мышление не равно критическому?

Логическое мышление помогает людям делать обоснованные выводы, а критическое — объективно эти выводы оценить, поставить под сомнение их значимость, проанализировать. Иногда самые логичные предположения могут потерять смысл, если взглянуть на них критически.
Может ли педагог самостоятельно оценить свой уровень профессионализма и сформулировать запрос на профессиональное развитие?

Скорее нет, чем да. Конечно, любой педагог может попытаться это сделать, но, как показало наше исследование, оценка будет очень примерной. Большую роль в этом играет самооценка человека, поэтому полученный результат может сильно отличаться от реальности. В отношении критического и творческого мышления это еще сложнее, чем в других областях, так как не всем понятно, из чего они складываются и как именно работать над их развитием.
С чего можно начать внедрение креативного мышления в учебную программу? Какие задания давать? Где можно было бы найти примеры?

Можно переформулировать темы из учебника в проблемы, важные для человека и общества, и обсудить, как их можно было бы решить. Хорошо работают парадоксальные задания, где необходимо оперировать противоположностями. Но главное — нужно больше открытых проблемных заданий и возможности выбора способа действия.
На этапе разработки рабочей программы предмета необходимо сформулировать перечень проблемных вопросов, работа с которыми будет способствовать развитию критического и творческого мышления обучающихся.
Как креативность может повлиять на образовательный процесс? Что эти навыки смогут дать выпускникам, обществу?

Критическое и творческое мышление — способности, которые делают человека субъектом, который может менять мир вокруг себя к лучшему.
Методические рекомендации по определению уровня критического и креативного мышления
Как определить уровень критического и креативного мышления обучающихся? На следующих страницах приведены таблицы, которые помогут педагогу провести диагностику и найти отправную точку для дальнейшего развития. Описанные дескрипторы можно применять в работе с обучающимися различного возраста с незначительными модификациями, изменяя сложность содержания материала. Указанные проявления критического и творческого мышления можно диагностировать несколькими способами, а именно посредством:
педагогического
наблюдения на занятиях;
01
проведения диагностических образовательных событий;
02
диагностики в формате «кейс-стади», где от обучающего требуется написать ответ или решение специально разработанного кейса или задачи.
03
Рекомендуется на каждого обучающегося завести динамический компетентностный профиль и проводить диагностику в начале и в конце учебного года, комбинируя различные способы оценки.
> Методические рекомендации по определению уровня критического и креативного мышления
01 Умение строить причинно-следственные связи
Низкий уровень
Обучающийся никогда не ставит задачу на построение причинно-следственной связи самостоятельно. Может описывать очевидные связи между событиями, если это требуется внешней инструкцией.
Средний уровень
Обучающийся умеет самостоятельно ставить задачу на проявление причинно-следственных связей даже там, где об этом не просят прямо. Редко путает причину со следствием. Может отличить простую хронологическую последовательность от отношений «причина — следствие».
Высокий уровень
Обучающийся умеет самостоятельно ставить задачу на выявление причинно- следственных связей даже там, где об этом не просят прямо. Может построить несколько альтернативных вариантов возможных следствий из одной причины или, наоборот, понять, что одно явление может иметь целый комплекс причин. Умеет проявлять неочевидные причинно-следственные связи с помощью эксперимента или исследования; способен самостоятельно подбирать информационные источники с целью проявления звеньев причинно-следственной цепи.
02 Умение задавать проблемные вопросы,
подвергать сомнению

Низкий уровень
В принципе не склонен задавать вопросы и подвергать сомнению внешние инструкции. Возможен противоположный вариант, когда все внешние требования огульно отвергаются (эмоционально). Если и задает вопросы, то уточняющего характера, на понимание материала.
Средний уровень
Как правило, задает вопросы из любознательности, уточняющего или расширяющего тему характера. Если обсуждается материал, который особенно интересен обучающемуся, затрагивает личностные смыслы, то может задать проблемный вопрос. С трудом подвергает сомнению авторитетные мнения, которые выглядят внутренне непротиворечивыми, однако в дискуссиях со сверстниками участвует охотно.
Высокий уровень
По учебной теме обучающийся может сформулировать проблему, которая делает изучение этой темы актуальным и важным. Может задать смысловой вопрос к, казалось бы, внут- ренне непротиворечивому содержанию. Умеет формулировать дилеммы, в том числе на сложном морально- нравственном материале; не принимает на веру мнение без аргументов, даже если оно звучит от авторитетного человека.
03 Умение выдвигать гипотезы
Низкий уровень
Не различает вопрос на уточнение, репродуктивного характера и предположение, которое требует исследовательской проверки. Не в состоянии корректно справиться с заданием, где напрямую требуется сформулировать гипотезу или выдвинуть предположение.
Средний уровень
Может выдвинуть гипотезу, если задание этого напрямую требует. Экспериментально-исследовательская деятельность по верификации гипотез вызывает затруднения.
Высокий уровень
Отличает общую гипотезу от частных. Умеет построить иерархию гипотез для построения эксперимента или исследования таким образом, чтобы они могли быть верифицированы. Может сформулировать гипотезу как на естественно- научном, так и на гуманитарном и социальном содержании. Строит гипотезы для организации исследовательской деятельности даже в тех случаях, где это не требуется напрямую.
04 Умение качественно аргументировать позицию
Низкий уровень
Не отличает тезис от аргумента. Не может сформулировать аргументы самостоятельно, только выписать или почерпнуть из какого-то внешнего источника. Если дать проанализировать две противоположные системы аргументации и попросить сформулировать свою позицию, то, как правило, не может этого сделать: «сливается» с одной из предложенных точек зрения.
Средний уровень
Может предложить систему аргументов только для тезиса, с которым внутренне согласен. Допускает ошибки в аргументации: пытается доказывать частными примерами, оперирует эмоциональным отношением, перебором позиций. Может позволить себя запутать с помощью логических манипуляций, хотя при последующем анализе и обсуждении в состоянии различить подмену понятий.
Высокий уровень
Может предложить систему аргументов для противо- положных позиций. Умеет отличать сильный аргумент от слабого; различает подмену оснований оппонентом в ходе дискуссии; пре- имущественно не позволяет себя запутать с помощью логических манипуляций. Получает видимое удовольствие от процесса мышления и участия в дискуссии.
05 Умение прогнозировать
Низкий уровень
Прогнозирование вызывает скорее недоумение. Даже если дать прямое задание на построение прогноза, не справится. Написанный текст не будет являться прогнозом, а максимум мечтой, желаемым состоянием или описанием фантастического сюжета, не связанного с реальностью.
Средний уровень
Может рассуждать о том, какие факторы являются более и менее значимыми для протекания разных процессов, опираясь на фактуру из разных областей знания. Построение прогнозов в принципе доступно, но только в некоторых, интересных обучающемуся областях знания.
Высокий уровень
Умеет мысленно протянуть причинно-следственную связь в будущее на разные временные отрезки. Может рассуждать о том, какие факторы являются более и менее значимыми для протекания разных процессов, опираясь на фактуру из разных областей знания. Может построить альтернативные прогнозы развития проблемной ситуации.
При составлении прогноза может учитывать фактор «заказчика», то есть адресата прогноза (как и кому данный прогноз помогает выстроить деятельность сегодня?).
> Описание индикаторов уровня развития
творческого мышления обучающихся

01 Умение придумывать, выдвигать авторские оригинальные идеи
Низкий уровень
Практически не выдвигает своих идей. Задание, где требуется что-то придумать, не вызывает удовольствия, зачастую переживается мучительно. Чужие идеи также оценивает и анализирует с трудом, готов принять любое более или менее подходящее решение.
Средний уровень
Есть одна-две области, где для обучающегося возможно генерирование идей, решений, образов, сюжетов. Другие области знания как будто не рассматриваются как «пригодные для творчества». Придумывание, генерирование идей происходит с напряжением, через сопротивление. Есть боязнь «белого листа».
Высокий уровень
Самостоятельно может обнаружить или создать ситуации, где требуется новое решение, идея, продукт, оригинальный ход. Способен генерировать идеи быстро; некоторые идеи может проработать достаточно детально, чтобы можно было приступить к созданию продукта. Как правило, генерируемые идеи работают на решение актуальной, важной задачи (важность может быть как общественной, так и сугубо личностной).
02 Умение делать осознанный рефлексивный выбор
Низкий уровень
Обучающийся избегает ситуации, где необходимо делать выбор. Если сталкивается с такими ситуациями, то выбор делает на основании эмоций, чужого мнения, случайно сложившейся ситуации.
Средний уровень
Обучающийся спокойно относится к ситуациям выбора. Иногда путает ир- рациональные основания с рациональными. Может построить рассуждение, о том, как совершаемый выбор повлияет на будущее в краткосрочной перспективе.
Высокий уровень
Попадая в ситуацию, где необходимо выбирать, испытывает явное удовольствие, анализируя недостатки и преимущества разных вариантов действий; умеет сам конструировать вариативные сюжеты, задачи, образы; делая выбор, приводит логичные аргументы. Может произвести развернутое рассуждение, как может быть связан выбор, совершаемый сейчас, с событиями будущего.
03 Умение разрешать проблемно-противоречивые ситуации на разном материале
Низкий уровень
При столкновении с противо- речием, сложной проблемой испытывает много негативных эмоций (тревога, страх, разочарование, растерянность и т. п.). При попытке найти выход, как правило, учитывает только одну из противоположных сторон или позиций. Чаще избегает решения.
Средний уровень
Может проанализировать проблемно-противоречивую ситуацию, найти сильные и слабые стороны, угрозы, возможности и построить решение, используя очевидные пре- имущества и наглядно представленные возможности. Слабо оперирует контекстами. Задача преобразовать кризис в набор возможностей развития вызывает существенные затруднения.
Высокий уровень
Умеет видеть ресурс продуктивного развития проблемной (кризисной) ситуации в негативно или нейтрально окрашенных обстоятельствах («превращать проблему в возможность»). Способен конструировать решение таким образом, чтобы от него «выигрывало» сразу несколько интересантов.
04 Умение использовать культурные референсы
в творческом процессе

Низкий уровень
Может анализировать произведения искусства и научные инженерные решения, но только для того, чтобы их описать или попытаться скопировать. Не ищет в чужих произведениях источника вдохновения. Низкая «насмотренность».
Средний уровень
«Насмотренность» носит несколько однобокий характер (жанровое и тематическое однообразие). Переход от «фанатства» к собственному творчеству вызывает затруднения, но в принципе возможен в некоторых областях.
Высокий уровень
Высокая «насмотренность» на произведения искусства разных жанров и временных периодов, а также осведомленность об устройстве научно-инженерных решений разного плана. Умеет переосмыслять чужие произведения (культурные референсы) таким образом, чтобы они служили источником вдохновения для создания собственных решений и произведений.