Интервью с ученым

Владимир Петров

ФИО: Петров Владимир Геннадиевич
Место работы: МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Дозиметрии и радиоактивности окружающей среды», кафедры радиохимии химического факультета, кандидат химических наук


У меня было много увлечений в детстве, но все они не были связаны с текущей профессией. Это и музыкальная школа (балалайка, баян), и танцы, различные виды рукоделия (вязание, макраме, низание бисером), и рисование.  Пожалуй, наиболее близким к профессии был несерьезный кружок, который мы организовали с друзьями, где делились всякими безумными новостями и книгами про НЛО. Тогда это была популярная тема. Сейчас, конечно, на все это смотришь с улыбкой. Но, возможно, именно те занятия и сформировали критическое мышление и умение анализировать то, что читаешь.

"Пожалуй, наиболее близким к профессии был несерьезный кружок, который мы организовали с друзьями, где делились всякими безумными новостями и книгами про НЛО."


Когда я начал побеждать на олимпиадах, я понял, что буду поступать только в МГУ на химический факультет. Классическое университетское образование дает огромное поле возможностей, а задача студента — определиться, что ему нравится и чем он хочет заниматься. На химическом факультете каждый год с первого по четвертый курс студент обязан выполнять курсовую работу: сначала по неорганической химии, потом — по аналитической, органической и физической. Многие с первого или второго курса уже определяются с лабораторией и выполняют курсовые работы, но которые в итоге могут стать их дипломной работой. Я же каждый год переходил из одной лаборатории в другую, пока не остановился на кафедре радиохимии и не выбрал лабораторию, в которой работал тогда еще только кандидат наук, а ныне член-корреспондент РАН, декан химического факультета Степан Николаевич Калмыков. Лаборатория привлекла прежде всего атмосферой. Дружный молодой коллектив, как одна семья, очень приветливое отношение к студентам. Так я и остался в лаборатории, где теперь являюсь заведующим.

"Лаборатория привлекла прежде всего атмосферой."


Моя цель как преподавателя — воспитать думающих людей, как ученого — сделать что-то полезное для людей. Это, могут быть новые знания, данные о химическом поведении тех или иных элементов, новые технологии. Например, сейчас наша замечательная команда довольно близка к тому, чтобы одна из наших разработок будет внедрена в реальную радиохимическую технологию. Для этого требуется еще много работы и времени, но главное — есть понимание, кому это нужно и как этого достичь.

"Украду слова своего руководителя: «Нет неинтересных областей в науке»."


Будущим ученым хочется, во-первых, пожелать удачи, у вас все получится. Придется много трудиться, в том числе и в выходные думать о работе. В профессии ученого без этого никак. Во-вторых, не важно, чем заниматься. Украду слова своего руководителя: «Нет неинтересных областей в науке». Что бы вы ни взяли, любая тема, если копать глубоко, оказывается чрезвычайно интересной. В-третьих, будьте профессионалами в своей области, но не забывайте смотреть, что происходит вокруг, ведь самые успешные исследования — на стыке наук. Объединяйтесь с коллегами, общайтесь, не закрывайтесь только в своей лаборатории. А еще — учите иностранные языки. И путешествуйте при любой возможности.