Интервью с ученым

Екатерина Храмеева

ФИО: Храмеева Екатерина Евгеньевна
Место работы: Сколковский институт науки и технологий, старший преподаватель, кандидат биологических наук


Я рано научилась читать и очень полюбила это дело. У нас дома была огромная коллекция художественной литературы. Книжные полки занимали всю стену в комнате бабушки и дедушки. Кажется, я прочла их все ещё в начальной школе, и многие по несколько раз. Потом мне стали покупать детские энциклопедии. Помню много томов «Всё обо всём», были ещё какие-то толстые энциклопедии с красивыми картинками по астрономии, физике, химии, биологии. Зачитывала их до дыр. А ещё мне нравилось рисовать. Жалею, что родители не отдали меня в художественную школу, сейчас это бы мне пригодилось. В топовых научных журналах такие требования к картинкам в статьях, что многие ученые нанимают профессиональных художников. Поскольку я люблю рисовать, то с удовольствием занимаюсь оформлением сама. Думаю, это помогает нам «проталкивать» статьи в хорошие журналы.

"Книжные полки занимали всю стену в комнате бабушки и дедушки."


У меня совершенно обычная семья. У обоих родителей было высшее образование, но скорее «для галочки»: по профессии они работали мало или не работали вовсе. Жили мы небогато, особенно в 90-е, так что я рано поняла, что надо хорошо учиться, чтобы выбраться из этой ситуации. Получается, на мне сработал социальный лифт в классическом его советском понимании, через образование. 

"Жили мы небогато, особенно в 90-е, так что я рано поняла, что надо хорошо учиться, чтобы выбраться из этой ситуации."


Я закончила самую обычную дворовую школу с золотой медалью. Это было несложно, потому что школа ставила своей задачей выучить всех деток хотя бы до среднего уровня (и успешно с этой задачей справлялась, надо сказать). В нашей школе не было золотых медалей до меня 12 лет. Конечно, такой программы было недостаточно для поступления в хороший вуз, но зато учебная нагрузка была небольшая, и я смогла много самостоятельно заниматься в старших классах. Помню, что наша учительница литературы много занималась с медалистами после уроков, совершенно бесплатно. Это было замечательно и очень полезно. А математику, химию, биологию я догрызла сама. Просто прорешала все вступительные задачи в вуз за последние десятки лет. Я была усидчивым ребенком.

"Я закончила самую обычную дворовую школу с золотой медалью."


Где-то с 7 класса начала усиленно готовиться к поступлению в МГУ. Хотя никто, включая меня, особо не верил, что это получится. Записалась на курсы при университете. Спасибо маме: они стоили недорого, но для нас это были большие деньги. Когда пришло время выбирать факультет, остановилась на молодом факультете биоинженерии и биоинформатики (ФББ). Не то чтобы я глубоко понимала в тот момент, о чем это всё вообще, но при поступлении туда математика имела больший вес, чем на биофаке. А это был мой самый сильный предмет, так что я посчитала, что шансов поступить на ФББ у меня будет больше. В итоге, сдала математику на десятку и прошла без остальных экзаменов как медалист. К счастью, была в те годы такая практика.

На ФББ рано начинается настоящая научная работа, прямо с первого курса. Первая лаборатория была не слишком удачная. Но потом я попала к замечательным руководителям – Дмитрию Первушину, Михаилу Сергеевичу Гельфанду, Андрею Александровичу Миронову. У них я научилась всему, что делаю сейчас – биоинформатике, анализу разных типов биологических данных. Старалась быстро работать, брала разные проекты, чтобы не оставаться узким специалистом. После получения диплома ещё подрабатывала биоинформатиком в разных компаниях и много ездила по стажировкам. Так что к концу аспирантуры получилось набрать много опыта и поучаствовать в дюжине успешных научных исследований. 

"После получения диплома ещё подрабатывала биоинформатиком в разных компаниях и много ездила по стажировкам."


Потом меня пригласили работать постдоком (от англ. postdoc, позиция (ставка) в вузах и научно-исследовательских учреждениях, которую занимают молодые учёные со степенью кандидата наук. – Прим. ред.) в Сколковский институт науки и технологий, где я и остаюсь по сей день. Два года назад я получила независимую лабораторию. Мы разворачиваем активную деятельность. Совсем недавно получили первый серьезный грант. В свои 34 года я веду параллельно десяток больших проектов, в том числе в коллаборациях с зарубежными коллегами. Вроде пока всё получается неплохо.

Главная цель – делать хорошую науку. О том и мечтаю. Хочу делать интересные исследования, хочу сама выбирать, чем мне и как заниматься. У меня нет острого интереса в какой-то конкретной области биологии. Сейчас моя группа занимается в основном изучением упаковки ДНК в ядре, но это так исторически сложилось. Мы много занимались этой темой и стали хорошими специалистами, поэтому продолжаем. Но беремся и за другие темы. Если приходят новые предложения, и я вижу, что исследование интересное, я редко отказываю. Поэтому получается много проектов параллельно, это типичная история для биоинформатика. 

"Главная цель – делать хорошую науку."


Для меня главное – делать свое дело хорошо. Всегда думаю, что, если взялся что-то делать, надо довести до конца, приложить усилия и получить наилучший результат. Чтобы можно было себе сказать: я сделал всё, что мог. Стараюсь действовать по этому принципу в работе и в жизни. Сильно расстраиваюсь, когда сталкиваюсь с халтурой. 

В плане популяризации науки своим главным достижением считаю интервью, записанное для канала Культура. Оказывается, его неплохо смотрят. Меня случайно увидела соседка по телевизору, и в результате зауважала вся деревня =) 

"Профессия нужна."


Молодым людям, которые стоят в начале своего профессионального пути, я советую получить хорошее образование. Из разговоров с молодежью мне кажется, что многие из них думают, что это не нужно. Можно стать, например, блогером, пройти какие-то курсы в Интернете, и хорошо зарабатывать. Но это временно и опасно. Профессия нужна. Постарайтесь выбрать такую, которая не потеряет актуальность в долгосрочной перспективе. Тем и хорошо классическое образование: имея хорошую базу, легко будет переквалифицироваться, если что.